четверг, 22 марта 2012 г.

Покупатели в Израиле...или жизнь как кино...

Я работаю в компьютерном магазине почти 10 лет и за 10 лет всякого повидал. Очень прикольно иногда наблюдать за поведением клиентов. Бывают очень курьёзные случаи непонимания, но чаще всего это тупая глупая наглость, с которой очень трудно мириться. Но так как, клиент всё же как бы считается Богом для продавца, то чаще всего приходится сдерживаться и просто отмалчиваться. Но всему есть предел...
Для начала оговорюсь, большинство этих историй произошли со мной, где-то в последний месяц-два. Итак начнём...

Случай номер 1.

Есть клиенты, которые думают, что они крутые спецы в компах. Это очень примечательный тип личностей. Обычно, это просто элементарные профаны, но очень прикольно наблюдать обычно за их действиями. Они заходят, начинают какой-то разговор о компьютерных технологиях, в которых сами смыслят очень поверхностно. Потом у них спрашивают зачем они пришли. Обычно это какая-нибудь фигня, типа внешнего оптического привода, бывают просят компьютер. Отличительной чертой таких клиентов является их более менее порядочность, нормально одеты, могут на радостях раскошелится, увидев в тебе родственную душу. На этой неделе заходит один такой довольно странный клиент. Приехал на тачке, заплатил за стоянку. Зашёл в магазин, сказал что он помогает одной бедной семье и ему нужны проц i3, мат. плата для него и память. Получил у моего босса предложение по прейскуранту. Сказал что если можно, он сейчас принесёт её старый комп и мы сказали бы ему подходит ли он для i3. Боссу было пофиг, я сидел битый час без работы в тот день и он сказал ему тащи. Паря принёс белый корпус, очень дешёвенький, внутри находились: бп, сд-ром, винт. Платы с процем не было. Мы ему сказали сразу. Если комп испортился от какого-нибудь замыкания, то БП нужно обязательно менять. Решили глянуть. Я открыл БП - посмотрел, так и есть - кондёры взбухшие, электролит течёт. Ну в общем, пришлось нашему рыцарю добавить до кучи и БП. Затем мы глянули что за мат. плата, и сразу стало ясно, что оптический привод надо менять тоже. Босс принёс мне все части. И тут начался чистый спектакль: паря начал хвалиться какой он крутой, и что несколько лет назад он компы да за 5 минут, да одним пальцем собирал и т.д. и т.п. Мысль была одна, блять, да кого ты грузишь? Я что вчера родился, мне сука, 36-ой год идёт, а ты меня как пацана разводишь, на какую-то хуйню. Конечно, тот кто платит бабки, тот и заказывает музыку, есть такая поговорка, но какого же хуя надо так унижаться?! Ну сказал бы мне, просто: "Сколько будет стоить сборка компьютера?" Получил бы ответ - 100 шекелей. Неужели, 100 шеклей от суммы 1200 шекелей, что-то значат в таком случае? Ну почему, почему нужно быть таким дебилом, и при технике начать собирать все части, дабы техник добрая душа тебе помог, направил на путь истинный? Вот убейте, не понимаю такой тип поведения. Хотя нет, понимаю. Раз был у меня курьёзный случай, много лет назад, зашёл один пацанчик-хвастун в контору. Купил все детали для сборки компа. Мой босс о нём отозвался как о понимающем парне. Дальше была комедь. На следующий день прибегает этот поц, а по-другому я его просто никак не могу назвать с корпусом и говорит, что комп не включается. Открываю я корпус и вижу прелюбезнейшую картину - плата тупо вкручена в нижню стенку корпуса без медных стоек!!! Т.е. млять плату просто коротит на корпус, а поц жалуется. На его счастье, этот мудак хоть плату не сжёг, тоже было удивительно, Asus - сила :-), но всё обошлось, только дико смешно было ещё и потому, как мой босс разбирается в людях...

Вывод: наглость - второе счастье. :-\

Случай номер 2.

Продолжение по-сути первного сюжета, только чуток противнее. Заявляется сегодня один типчик со своим ноутом. (Между нами говоря все ноутбуки выпущенные в период висты такое фуфло, что диву даёшься как народ на них до сих пор пашет). Ну так вернёмся к нашим баранам, точнее молодому израилу с раскрытым ноутбуком - и просящим нам ему помочь, и дать диск операционной системы. Кадры такого типа иногда появляются у нас, но тут был тот ещё кадр. На вопрос, а почему мил чиловек мы тебе должны помочь, был риторический ответ - Я к Вам иногда захожу и уже купил пару вещей. Не ну Вы видели, он купил! пару! вещей! Какой наглец! Был ещё такой дополнительный довод: "Я мол местный, живу здесь на районе и я всё вижу!!!" Совсем охуел паря!!! Мы народ честный, с 2004 года, только софт законный ставим и шёл бы ты куда подальше. Нам твои 450 шеклей за ось, нахуй не нужны, с них дохода, как с кур во щей, совсем фигня. У нас товара на полках на неск. десятков штук, а ты меня мудак на понт решил взять! Иди говорю, ничего я тебя давать не буду. Мог бы прийти, сказать, что у тебя проблема. Спросить сколько стоит проверка, получил бы ответ, что 180 шекелей. И элементарно решить для себя, дилемму, to be or not to be... Нет же, мы блять евреи, мы блять самые хитрые, бережливые... Какого хуя я спрашиваю?! Батенька вам шашечки или ехать? У меня стоит магазин на улице, есть лаба, которой заведую я, мы там не просто так стоим - мы бабки зарабатываем. Это если кто чего не понял. Заявляется такой вот умный мудак, "я и сам с усам", а вы дорогие, то что тут свой сервис продаёте в виде лабы и товаров, меня мудака ниибёт, вы бы лучше мне помогли "за бесплатно", Вам это в будущем мире зачтётся, мол хорошие вы люди были, мне помогли, а сами обанкротились, потому как я после того, как вы диск свой дали, на вас кляузу кинул "мелким" и вам такой штраф выписали, что мало не показалось - обанкротились... :(

Вывод: воистину говорят, простота хуже воровства. Не, нафиг, нафиг таких клиентов....

Разъяснение: Тут я вкратце, упомянул, что проверка у нас в лабе стоит 180 шекелей. Некоторые из Вас, могут задать правильный вопрос: "Да почему же так дорого?!" 180 тугриков на дороге не валяются! Ответ мой элементарен: я беру 180 шекелей, и делают серию тестов, иногда, не всегда, на основе этих тестов в 90-95% случаев, я делаю абсолютно правильные выводы. Итогом сего действа, являются тесты, которые могут продолжаться в течении 24 часов. Нужно понимать, что с учётом подорожания энергоносителей и цен на электричество, не факт что я могу обогатиться ещё с этой так называемой Вами, дорогой читатель, мзды. К тому же, после сделанных мной выводов, клиент получает скидку на работу, в случае если он согласен на ремонт. Не всегда, но многих случаях, работа как раз и будет составлять цену проверки. Бывают случаи элементарные, бывают очень сложные. Работа оценивается по времени, и обычно не сильно превышает цену за полный ремонт. Разрешите привести циферки, во имя понимания о чём речь. Например, цены по замене вентиляторов - это обычно 70 шекелей за вентиль, не включая цен на сами вентиляторы в обычном компьютере, если вентиляторов будет более 3-х штук и более, то клиент заплатит за работу 180 шекелей и точка. Форматирование компьютера, при условии наличия лицензионной версии операционной системы, включая установку драйверов, всех программ и всякого разного бесплатного софта, обойдётся клиенту в сумму в 280 шекелей. Если клиенту нужно будет ещё сохранить данные и возвратить их обратно, после форматирования, то это будет стоит 380 шекелей. Это не очень дешево, я знаю, но и не дороже денег как говорил дядя Ося из Одессы :о) Замена блока питания в лабе, стоит 280 шекелей, если клиент может и умеет менять бп сам, то за 100 шекелей, он может приобрести сам блок питания, и успешно его поменять. С недавних пор, из-за новых правил по ременту, на сам ремонт, по закону, мы даём гарантию 3 месяца, включая гарантии на части замененные при этом ремонте. Тогда как раньше, гарантия на ремонт составляла 1 год. Почему такое произошло спросит читатель? А ларчик просто открывался. Мы, в отличие от наших старших коллег - ремонтников автомобилей, имеем хоть какую-то квалификацию и должны чётко понимать что делаем и почему мы это делаем. С 2009 или 2010 я уж точно и не вспомню, было пару скандальных статей на тему соблюдения гарантийного срока гаражами по сервису на тачки, и депутатами был принят закон в еврейском парламенте - кнесете, что каждая контора, должна обязательно писать условия гарантии и если были заменены какие-то части при ремонте, то можно дать гарантию на 3 месяца, но не меньше, и всё будет законно, тогда как на саму часть обычно идёт гарантия в 1 год. Так что авто мастерские заявили? Из-за того, что мол есть детали, на которые поставщик даёт лишь 3 месяца гарантии и вывесили везде, что гарантия на части, которые были заменены во время ремонта, составляет 3 месяца, как и на сам ремонт. Бывают гаражи дают полугодичную гарантию на ремонт, но не более. Наш цех, компьютерщиков, с радостью воспринял эту новость, и теперь мы работаем также как и авто мастерские. На софт нет вообще гарантии, ну или максимум 2 недели, а на части 3 месяца. Лафа подкралась незаметно...

Случай номер 3.

Есть клиенты со стажем. С теми вообще сегодня чистый прикол идёт - люди они нормальные, но в наше жестокое время не могут уразуметь, что сегодня доход от компа, это не как 15 лет назад, 2-3 штуки шекелей, а намного меньше. Если раньше босс готов был грубо говоря "жопу продать" за то, что у него купили компьютер, и техник должен был забесплатно иногда по-многу часов делать всякую фигню, то сегодня реалии дня заставляют нас просто выживать и учитывать каждый час работы. Итогом всему служит, что от продажи компа магазин имеет 250-400 шекелей. Но если нужен сервис, установка на дому, и дополнительные услуги по интеграции работы, то это уже стоит денег согласно вложенному времени. Всё чётко и понятно. Но всё повторятся из раза в раз, один и тот же концерт - мне нужно сделать то и то, но дайте мне оценку по времени сколько это может занять? Даём. Человек соглашается. Платит. И тут я, как техник понимаю, что я попал, т.к. чаще всего такие кадры стараются использовать меня что называется по-полной. А сделай мне это, а сделай так или иначе, а как лучше так или эдак, а вот у меня ещё тут такая проблема и такая... И конца и краю этому не видно. Такое ощущение, что народ дорвался, как к водопою. И ты колодец, из которого эти, обычно довольно приятные люди (как вампиры), пьют твои знания и энергию. Красивая аналогия... Ну что-то типа этого...

Вывод: лучше быть предельно вежливым и корректным, это люди обычно довольно влиятельные, но вот что-то в детстве им не додали... Любви что ли?! Они готовы платить определённую сумму, но всё же понимают, что карман не резиновый и я его могу хорошо облегчить ;-) Что больше всего меня поражает иногда в такого рода клиентах, что чаще всего среди них больше людей действительно богатых и состоятельных, которые спокойно могут себе позволить платить за работу по часам не напрягаясь, ну почти как сходить в сортир. :-\

Случай номер 4.

Звонит один клиент в контору. Я оказываюсь в данном случае чистым наблюдателем за вот такой картиной.
Клиент - К: я у Вас купил 3 месяца назад жёсткий диск 750Гб, внешний, фирмы самсунг, он ещё запечатан и я хочу его обменять на какой-нибудь другой товар.
Босс - Б: мы меняем товары в течении 2-3-х рабочих недель. Дальше мы готовы обменять товар по гарантийному случаю, но никак не запечатанный товар, так как этот товар имеет свой гарантийный срок. Пользуйтесь на здоровье!
Далее идёт тупая словесная перепалка, потому как до клиента ещё должно дойти то, что он сейчас услышал, но ещё не переварил. Идут совершенно тупые вопросы для понимания дела. В конце-концов, мой Босс не выдерживает, и спрашивает имя клиента или конторы, на чей счёт был выписан товар. Находит чек оплаты, и что оказывается? Как Вы думаете? Что диск был куплен не 3 месяца назад, а все 7 месяцев назад. Т.е. ещё чуток и половина гарантии (2-х летней) вылетит в трубу. Идёт следующая тирада.
К: ну и что, что 7 месяцев. Диск новый, в упаковке. Сколько Вы мне можете дать денег за него?
Б: можем дать 300 шекелей вместо 370 шекелей уплаченных за него.
К: а почему не всю сумму? ведь он мне стоил 370.
Б: так на него же скоро гарантия истекает. (берёт на понт, понимая, что клиент нихрена не разбирается в текущей обстановке дел на рынке винтов - а она, эта обстановка, в общем-то в пользу этого клиента, т.к. как раз в конце сентября, незадолго до наводнения в Таиланде, клиент приобрёл у нас этот диск. и с этого момента было существенное подорожание на этот продукт - к примеру, чтобы читатель понял - сегодня в марте 2012 года за внешние винты в 500гб цена варьируется от 420-500 шекелей (у нас в конторе 440-470), за 1Тб уже надо будет выложить 600-700 шекелей. ну а этот винт можно оценить тоже где-то в 500-530 шекелей. Что тоже не плохо ;-))
К: ну и что? давай договоримся на среднем 335 шекелей и по-рукам.
Б: нет не выйдет. гарантия стоит денег и поэтому только 300.
К: ну ладно, я согласен. Что у Вас есть на эту сумму.
Б: есть такие-то товары.
Клиент думает, считает, прикидывает товаров на нужную сумму.
К: ну тогда можешь прислать посыльного с этими товарами ко мне, а я ему жёсткий диск отдам.
Б: нет господин хороший так дело не пойдёт. Утром деньги - вечером стулья. Вечером - деньги, утром - стулья. Отвечает мой босс, в стиле Ильфа и Петрова. Ты пойми, я пользуюсь курьерным сервисом, который стоит мне денег так, что в течении 3 часов, курьер будет у тебя, заберёт от тебя ко мне товар. Я его проверю, а затем, уже на основании целостности коробки-упаковки, сделаю свою оценку. Если всё так, как ты говоришь, то ты получишь свои товары. Если, что-то будет не так, я свяжусь с тобой и уже будем решать дальше что делать.
К: а что может быть так? я не вру!
Б: будем считать про дату покупки ты просто забыл. я понимаю... поэтому и хочу удостовериться в твоих словах на деле.
К: ну ладно, хорошо. по рукам. договорились.
На следующий день, мы заказываем курьера, чтобы взял товар от К и привёз нам. В 16:00 я замечаю боссу, что мол уже конец дня, а утренний заказ где? Босс не сразу соображает что к чему, но потом понимает, что я прав, звонит в курьерскую службу доставки. Что выясняется? Что курьер опоздал к К на полчаса, и К, сука принципиальная, хоть и находился дома, выставил курьера с лестницы.
Красота! Блядь принципиальная. Как-будто мы виноваты, что курьер опоздал. Мне показался случай интересный, с занесением в анналы идиотизма клиентов. Пожалуй первый раз за 10 лет, я был свидетелем такой истории.
Боссу я сказал, что если эта сука принципиальная ещё раз позвонит, чтобы гнал его на хуй на все 4 стороны. Идиота такого... Мы блядь ещё не унижались за какую-то гнилую копейку...

Вывод: как говорит отец моего друга - мозгов нет считай калека... выводы делайте сами...

Случай номер 5.

Ещё один типичный случай всезнайки. Звонит клиент в контору. Попадает на босса. Идёт диалог следующего содержания:
К: Я хочу, чтобы вы мне заменили память в моём ноутбуке. Она делает проблемы.
Б: Замена памяти стоит 70шекелей, не включая стоимости памяти. Приходи заменим, но только в том случае, если у тебя действительно память проблемная.
К: А проверка мне будет стоить денег.
Видимо у босса было хорошее настроение, ответил он так.
Б: Нет проверка не будет стоить ничего, если это действительно будет память.
Ну хорошо. Притащило это чудо свой компьютер. Босс мне сразу притащил планку памяти на замену. Я начал гонять тесты. Что выяснилось? А результаты тестов были очень интересными надо отдать должное. ;-) В результате тестов конечно же открылось сразу несколько болячек, а не одна, как предполагал клиент. Во-первых, память в его компе абсолютно рабочая и не проблемная. Во-вторых, был сделан тест винта. Винт оказался проблемным. Во-время теста, ноутбук завис вмёртвую. Пришлось вытаскивать даже батарею и ждать пока ноутбук охладится, иначе он просто не реагировал на кнопку включения.
Что в итоге? Я позвонил клиенту, сказал, что он ошибается на счёт памяти. Не в ней проблема. Если он хочет, может быть произведёна серьёзная проверка, которая может взять несколько часов, стоит она столько-то. К моей величайшей радости, ответ был отрицательным. Ничего он не хочет, как я понял со слов босса, он студент, и лишних денег у него нет. В общем, классика жанра. Мне же осталось лишь потирать руки от хорошо проделанной работы.

Вывод: как видите, человек предполагает, а жизнь располагает... Да, может быть, мы приобрели клиента, а может быть нет. Мне в данном случае пофиг. Если мой труд никак не котируется, то отношение к такому клиенту у меня пофигистское, ровно такое же, как и у него к моему труду. Чтобы читатель понял объясню. Этот компьютер, чуть не сдох у меня в лабе в результате тестов. У него есть сильный перегрев. Помимо того, что ему винт надо менять. Его ещё нужно открывать, чистить, а лучше менять вентилятор на процессоре. И опять тестировать и проверять несколько часов, дабы не произошёл рецидив. То есть ремонт тут сложный. Может быть, что проблема уже и в материнской плате.
В общем, тесты, тесты и ещё раз тесты... Если предположить, что мы имеем довольно дешёвый компьютер, то в данном конкретном случае, клиент лишь только потеряет бабки при полном ремонте. Просто если прикинуть, я думаю попадалова на 800-1000 шекелей, в то время как новый ноутбук i3 можно сегодня купить за 2000-2200 шекелей.
Если принять во внимание, что клиент гол как сокол, и лишних денег у него нет. То как раз-таки, замена старого компа на новый, как вариант, будет выбран данным товарищем лишь в последнюю очередь. И будут долгие и трудные "роды", to be or not be... или всё же звонок еврейской маме решит проблему!? :о)

Случай номер 6.

Частенько мне приходится удивляться с нашего брата - русско еврейского персонажа. Почему-то, я и сам не знаю почему, все русскоязычные должны, просто обязаны быть друг-другу братьями. Откуда исходит такая наивная точка зрения я не понимаю. Как я помню в Израиль, пошёл в ульпан - школа по изучению языка иврит, и там один русскоязычный учитель рассказывал его случай, как он приехал в Израиль, поступил в универ после армии, и его друган, однажды совершенно случайно переспал с девочкой, а на следующий день увидел её в столовой, и подойдя к ней, сказал: "Привет! Как дела?" На что девочка, ответила совершенно честно и без обиняков следующее: "Если мы с тобой переспали, это ещё не значит, что мы знакомы". :-))) Так вот и я хочу провести аналогию с этой зарисовкой, дорогие мои, знайте, если мы разговариваем на одном языке, это ещё не значит, что мы знакомы ;-)
Есть у меня один хороший знакомый, классный механик по машинам, так вот он совершенно спокойно мне признался, если я вижу русского на тачке, которые я обслуживаю, этот русский первый и последний раз явился в наш гараж.
Я так не могу. И держу чистую субординацию, у меня есть свои клиенты, у конторы свои. Если человек обратился в контору, то это клиент конторы, если человек обратился ко мне, то мой клиент. И в данном случае всё чётко ясно и понятно. Без хитрости, и прямолинейно. Я под свою контору могилу капать не буду ни за что!
Хочу лишь рассказать типичный случай, который произошёл где-то 7 месяцев назад, как раз в памятный день того самого наводнения в Таиланде, когда к нам заявился, пожилого вида клиент, говорящий по-русски, принёс с собой жесткий диск от своего ноутбука, и спросил цену на новый, получив её, наш друг, отчаянно пытался, раза три заговорить со мной по-русски, на тему откуда я, где живу, и как бы сделать так, чтобы стал его техником. На что был технично был дан ответ, я не работаю на стороне. Если Вам нужны мои услуги, приходите сюда. Клиент на этом не остановился, и буквально всунул мне в руки свой телефон, прося позвонить ему. Я дабы не раздувать скандала, взял телефончик и .... не позвонил. Через 3 дня, наш человек, позвонил к нам в контору, и спросил, почему я не позвонил. Я ему объяснил, что он сделал очень большую ошибку, просто громадную, тем что не купил жёский диск у нас в тот день, т.к. цены на жёские диски к тому моменту, уже начали набирать высоту. Он не сильно расстроился этим фактом, заявив, что на них каждый день меняется цена. Также пришлось человеку дополнительно повторить уже сказанное, что я не работаю на стороне. Человек отчаянно не хотел этого понимать, и всё равно в наглую мне продиктовал свой адрес, просив запомнить или записать.

Вывод: нужно понимать, и помнить, кто тебе платит основную зарплату. Этот ли мудак, который сегодня здесь, а завтра где-нибудь ещё или твой босс. Нужно ценить и уважать людей с которыми проводишь по 9 часов в сутки 5 дней в неделю. Если же этого нет, то о чём вообще можно говорить? :-\ В данном конкретном случае, человек мудак, должен был просто купить винт нужного ему размера и принести свой комп. Ну заплатил бы ещё 250 шекелей за форматирование диска и все проблемы. А что бы получилось, если бы ему его операция удалась? Я бы продал бы ему винт по рыночной цене на тот момент - это будет раз, может быть чуток дешевле - скинул бы шекелей 20, и затребовал бы за форматирование ещё 250 и никак не меньше, потому как с ноутбуками установка дров - это чистая песня. И спрашивается, что выигрывает наш русский человек? 20 шекелей на цене винта? А зачем тогда я спрашиваю унижаться за 20 шекелей? Зачем делать все эти круги и финты, унижаясь, лицемеря, и стравливая меня со своей совестью? Нет, мне данное положение вещей неприятно, и я даже осмелюсь сказать противно. Увольте господа, по-другому это называется предательство интересов фирмы. А это чмо а-ля русский КГБ, а я типа двойной агент. Нет хватит на нашу голову Калмановичей. ;-)

Случай номер 7.

Случай произошёл довольно давно. Заявился один знакомый израил, друг детства моего босса, довольно состоятельный клиент в контору, попросил болванки для оптического привода, я ему предложил на выбор 2 упаковки от разных производителей. Но так получилось, что клиент долго не мог выбрать, мне позвонили и во время разговора, я ничего не видел. Под конец клиент выбрал сорт болванок. Я отбил чек. Клиент ушёл. Прошло небольшое количество времени, и мне нужно было самому закрывать контору, так как босс ушёл пораньше. И я стал собираться. Вдруг, мне бросилось в глаза, что показывал я клиенту 2 пачки болванок, и по идее, одна должна была остаться на столе, а я на столе ничего не обнаружил. Недолго думая, я зашёл на компьютер с видеокамерами, и стал просматривать что случилось. А случилось следующее, клиент перед самым уходом, запихнул 2 упаковки в пакет. На следующий день я показал своему босс, какой классный у него друг детства есть. Честно говоря он был чуток шокирован, как и я, но потом переборов себя, позвонил своему другу детства, и вежливо попросил вернуть ту вещь, за которую он не заплатил. Упаковку мы получили через его курьера на следующий день.

Вывод: друзья детства могут быть не совсем друзья... :-(

На этом, я хочу закончить свое повествование. Если сильно прогрузил, не серчайте, а если хорошо провели время за сим чтивом, знайте, все истории абсолютно реальны, и не выдуманы мной. Я лишь хотел чуток охарактеризовать с какого типа людьми продавцу в Израиле приходится сталкиваться. И поверьте, это далеко не весь список портретов и персонажей, которые могут встретиться на пути обычного израильского бизнеса.

Удачи!


Комментариев нет: